Планы Совета по МСФО на 2022 год

Планы Совета по МСФО на 2022 год

Как стандарты будут меняться в ближайшем будущем
Оксана Филатова, Директор, Аудит
02/10/2022
Планы Совета по МСФО на 2022 год

Председатель Совета по международным стандартам бухгалтерского учета (IASB) Андреас Баркоу в своем выступлении перед делегатами на конференции AICPA и CIMA сформулировал основные направления развития стандартов МСФО в 2022-2026 годах, рассказал о растущем значении вопросов «устойчивого развития» в финансовой отчетности и поделился своими взглядами на сближение с US GAAP. В частности, председатель Совета сфокусировался на следующих сферах МСФО:

  • «устойчивое развитие»,

  • общая презентация и раскрытие информации в финансовой отчетности,

  • анализ применения внедренных стандартов (Post-implementation reviews),

  • гудвил и обесценение,

  • МСФО для малого и среднего бизнеса (IFRS for SMEs),

  • проект по таксономии и цифровой финансовой отчетности,

  • учет криптовалюты и связанных транзакций,

  • сближение (конвергенция) с US GAAP.

Ключевые моменты, изложенные Андреасом Баркоу, будут служить дорожной картой деятельности Совета по МСФО и его вспомогательных структур в течение ближайших нескольких лет. Профессиональным финансистам, имеющим дело с отчетностью, подготовленной в соответствии с МСФО, и не только, следует «держать руку на пульсе» ключевых направлений работы Совета по МСФО в среднесрочной перспективе. Рассмотрим более подробно, какие задачи перед собой ставит Совет и в каком русле будут меняться стандарты в обозримом будущем.

Устойчивое развитие

Устойчивое развитие – это развитие, при котором удовлетворение потребностей нынешних поколений осуществляется без ущерба для возможностей будущих поколений удовлетворять свои потребности. Подход, противоположный мышлению «после нас хоть потоп» и «на наш век хватит».

Вопросы устойчивого развития, такие как изменение климата и иные аналогичные возникающие риски, связанные с экологией, уже охвачены существующими требованиями МСФО. При этом, даже если такие риски прямо не упоминаются в стандартах, компании обязаны учитывать вопросы, связанные с устойчивым развитием в своей финансовой отчетности, когда их влияние является существенным для пользователей отчетности.

Устойчивое развитие вышло на передний план советов директоров и владельцев глобальных и крупных компаний всего мира, выступающих внутренними пользователями финансовой отчетности. Кроме того, данная тема стала предметом повышенного интереса внешних инвесторов и представителей рынка капитала. В свою очередь финансовые службы крупного бизнеса уже имеют необходимые механизмы контроля (СВК) и агрегации информации по данному вопросу, обеспечивая формирование достаточной необходимой информации об устойчивом развитии в финансовой отчетности. Поскольку тема устойчивого развития в настоящее время постепенно набирает обороты в мире, перестав быть просто «модным словом», она проникает в наши жизненные реалии, затрагивая всех субъектов финансовой отчетности. Ее значимость в рамках МСФО со временем будет только нарастать.

Международные инвесторы с глобальными инвестиционными портфелями все чаще обращаются к высококачественной, прозрачной, надежной и сопоставимой отчетности компаний по климатическим и другим экологическим, социальным и управленческим вопросам. Поэтому в ноябре 2021 года попечители Фонда МСФО объявили о создании нового совета по установлению стандартов – Международного совета по стандартам устойчивого развития (ISSB) – для удовлетворения этого спроса. Основной целью этого органа является обеспечение базового уровня стандартов раскрытия информации, связанных с устойчивым развитием, которые предоставляют инвесторам и другим участникам рынка капитала информацию о рисках, связанных с экологией и климатом, и возможностях компаний в данном направлении, помогая пользователям принимать обоснованные решения. На текущий момент планируется разработка двух стандартов – один по раскрытию информации, связанной с климатом, и один по общему раскрытию информации.

Общая презентация и раскрытие информации в финансовой отчетности

Совет продолжает свою работу над усовершенствованием общей презентации финансовой информации в рамках финансовой отчетности. Тенденцией последних лет стало особое внимание к показателям отчета о прибылях и убытках. Таким образом, в рамках проекта под названием «Улучшение коммуникации в финансовой отчетности» («Better Communication in Financial Reporting») был разработан ряд предложений, способных усовершенствовать формат отчетности, улучшить сопоставимость и прозрачность данных отчетности о результатах деятельности отчитывающихся компаний. Дальнейшая работа в данном направлении повлечет изменение в МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности», в частности планируются следующие усовершенствования:

  • Появятся новые промежуточные подытоги в отчете о прибылях и убытках (далее, ОПиУ), позволяющие еще более структурно презентовать информацию о прибылях и убытках, тем самым улучшая сопоставимость между компаниями. Планируется введение операционной, инвестиционной и финансовой категорий доходов и расходов, таким образом в ОПиУ появятся два новых обязательных подытога, которые ранее не требовались.
  • Совершенствование методов агрегации и дезагрегации информации в ОПиУ, включая дезагрегацию, или разбиение, операционных расходов по функциям (или по характеру), включая дезагрегацию крупных сумм по статье «Прочие», а также дезагрегацию и уточнение информации о необычных поступлениях и расходах.

  • Определение минимально необходимого обязательного набора строк для презентации данных отчета о прибылях и убытках.

  • Требование об обязательном раскрытии порядка расчета некоторых показателей эффективности, определяемых и презентуемых руководством в финансовой отчетности, но не определенных стандартами МСФО, презентацию их расчета на базе показателей отчетности по МСФО.

  • Ограничение внесения изменений в классификацию потоков ОДДС с целью выполнения принципа последовательности применения учетных принципов в этом отчете.

Анализ применения уже внедренных стандартов

Анализ применения уже внедренных стандартов (Post-implementation reviews или PIR) – еще один интересный инструмент Совета, к сожалению, не имеющий аналога в российской практике, целью которого является оценка того, работает ли новый стандарт (или поправка к стандарту), введенный два-три года назад так, как предполагал Совет по МСФО. Совет намеренно дает несколько лет на «утряску» применения новых стандартов или поправок, наработку практики применения стандартов и вопросов по его применению.

В настоящее время Советом ведется работа над двумя такими обзорами. Первый касается набора стандартов по консолидации – МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность», 11 «Совместное предпринимательство» и 12 «Раскрытие информации об участии в других организациях». Второй — по МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты», инициированный в конце 2021 года. На данный момент обратная связь от профессионального сообщества указывает на то, что стандарты по консолидации работают хорошо, первоначальные опасения, связанные с новациями, были исчерпаны. Таким образом, области применения поправок в стандарты по консолидации будут постепенно расширятся, поскольку практика показала, что базово они работают.

Стандарт по финансовым инструментам вступил в силу в 2018 году, поэтому пришла пора начать обзор по его внедрению. В рамках обзора Совет намерен собрать дополнительную информацию о том, адекватны ли требования стандарта событиям, связанным с пандемией, а также насколько они применимы для новых видов финансовых инструментов (в том числе ESG-продукты – инвестиционные инструменты, средства от которых направляются на следование принципам и целям устойчивого развития).

Гудвил и обесценение

Внимание к темам гудвила и обесценения в отчетности является своего рода аналогом обзора по практике применения МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнесов». Повышенное внимание к данному аспекту МСФО связано со значимостью результатов таких сделок для финансовых отчетов компаний. Распространенным способом роста бизнеса является приобретение другой компании или целой группы. Такие приобретения, называемые МСФО объединением бизнесов, часто являются крупными сделками. Совет по МСФО обозначил акцент на ответственности руководства отчитывающихся компаний (или групп) за результаты таких значимых сделок. В марте 2020 года предварительный документ по обесценению гудвила «Объединения бизнесов – раскрытие информации, гудвил и обесценение» был опубликован на сайте Совета по МСФО для дискуссии и обсуждения. В соответствии с данным документом группа обязана раскрывать в своей отчетности информацию о целях приобретения, а в более поздние периоды – информацию о том, как это приобретение выполняет обозначенные для него цели, позволяя инвесторам привлечь руководство этой компании к ответственности за свои решения о приобретении.

Совет также рассматривает адекватность текущих требований МСФО по последующему учету гудвила, в том числе требования ежегодного тестирования его на обесценение, подвергая критической оценке эффективность самого теста на обесценение в рамках действующих требований МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов». Некоторые специалисты согласны с тем, что тест на обесценение информирует инвесторов о результатах сделки по приобретению. При этом другие эксперты утверждают, что данный тест является дорогостоящим и сложным, а информация об обесценении гудвила в итоге слишком поздно доходит до инвесторов, чтобы быть им полезной. В связи с данными объективными предпосылками на текущий момент изучается вопрос о том, можно ли сделать тест на обесценение гудвила более эффективным и менее сложным. Советом рассматриваются различные варианты упрощения теста.

Кроме того, Совет снова обратился к модели амортизации гудвила (такой подход использовался в МСФО до 2004 года), противопоставляя ее ежегодному тестированию на обесценение, но тут мнения также разделились.

В рамках обсуждения темы обесценения гудвила был обозначен вопрос о том, а смогут ли отчитывающиеся компании предоставить инвесторам более полезную и оперативную информацию, возможно качественного характера, о гудвиле и итогах приобретения с течением времени, нежели тест на обесценение, чтобы помочь инвесторам оценить успешность сделки оперативно.

В целом, основная цель Совета по обеспечению прозрачности последующих результатов объединения бизнесов была позитивно воспринята пользователями отчетности, но не так позитивно воспринята ее составителями. Опасения последних связаны с тем, что достаточно сложно (или порой невозможно) с должной оперативностью отслеживать эффективность приобретенного бизнеса, а также с тем, что компании будут обязаны предоставлять потенциально чувствительную для бизнеса прогнозную информацию, что может сказаться на их рыночных котировках.

Учитывая разнообразие различных обоснованных взглядов и мнений по данному вопросу, найти решение Совету будет действительно непросто. Один из подходов, который рассматривается Советом как пилотный, заключается в формировании такого пакета раскрытий, которые могли бы частично компенсировать предполагаемую потерю информации при отказе от базовой модели учета гудвила с ежегодным тестированием его на обесценение.

МСФО для малых и средних предприятий

Основные векторы работы Совета МСФО на период 2022 – 2026 гг были сформулированы на базе сбора пожеланий и мнений представителей профсообщества со всех уголков мира. Одним из приоритетных вопросов был обозначен вопрос повышения прозрачности качественной информации в отчетности. Усилия Совета в части совершенствования стандартов в настоящее время распределены примерно поровну между работой над новыми проектами и обслуживанием и поддержкой последовательного применения уже существующих стандартов. Так, например, Совет продолжает работу над МСФО для малого и среднего бизнеса, коротко называемыми «МСФО для МСП».

В трактовке стандарта субъекты малого и среднего бизнеса – это непубличные коммерческие компании, составляющие финансовую отчетность общего назначения для внешних пользователей. В стандарте не определены количественные критерии, определяющие понятие «малые и средние предприятия», в частности, объем выручки, величина активов, численность работников и т.п. Базисным критерием, по которому предлагается определять применимость МСФО для МСП, является только «непубличность» компании, ведущая к ограничению круга пользователей ее отчетности.

Стандарты для МСП в их первой редакции были сформулированы еще в 2009 году, в 2012 году был произведен их первый всесторонний пересмотр, а в 2015 году вышла уже следующая редакция, вступившая в силу с 1 января 2017 года. В настоящий момент Совет проводит всесторонний обзор последней редакции этого документа, в рамках которого собираются мнения представителей профессионального сообщества и предполагается внесение правок в стандарт.

Отметим, что МСФО для МСП содержит пять типов так называемых упрощений по сравнению с полной версией МСФО:

  • некоторые темы МСФО полностью пропущены для МСП, поскольку они не имеют отношения к малому бизнесу;

  • некоторые варианты учета, фиксируемые в учетной политике по МСФО, не допускаются, поскольку для малых предприятий имеется единственно возможный упрощенный метод;

  • многие принципы признания и оценки, которые включены в МСФО, для малого бизнеса также упрощены;

  • требуется значительно меньше раскрытий в отчетности МСП;

  • сам текст МСФО был переработан для МСП, формулировки изложены на «простом английском языке» для облегчения их понимания и перевода.

В январе 2020 года Совет опубликовал у себя на сайте запрос, направленный на сбор мнений о том, следует ли согласовать МСФО для МСП с текстом полных МСФО, и о том, каким образом это может быть реализовано. Текущая работа проектной группы по МСП предполагает усовершенствование и пересмотр следующих блоков в рамках МСФО для МСП: объединения бизнесов и гудвил, консолидированная финансовая отчетность, совместное предпринимательство, финансовые инструменты, сельское хозяйство, выплаты на основе акций, ряд поправок в МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности», МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки».

Таксономия

В рамках настоящей статьи следует отметить еще один глобальный проект Совета, в последние годы выделенный в самостоятельное направление даже в структуре сайта www.ifrs.org. Это проект по таксономии.

Таксономия – это классификация и систематизация объектов/данных путем представления их в виде «дерева», основной целью которой является обеспечение возможности электронного обмена отчетностью, подготовленной в соответствии с МСФО по всему миру. Таксономия МСФО (IFRS Taxonomy) – это проект, в рамках которого систематизируются и представляются в электронном виде показатели, которые подлежат раскрытию в отчётности (в формате XBRL/XML). Аналогом формата таксономии МСФО в РФ является формат предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности по РСБУ в налоговые органы посредством электронной передачи данных, которую осуществляют все российские компании.

Фактически, таксономия МСФО предлагает составителям некий рекомендуемый «шаблон» отчетности, который учитывает все текущие требования МСФО и регулярно обновляется.

В настоящее время ведется работа по мировой популяризации xbrl-формата таксономии среди составителей и пользователей финансовой отчетности, поэтому таксономия МСФО уже переведена с английского на украинский, испанский, арабский языки, но на русском языке такого проекта пока нет.

Сближение (конвергенция) с US GAAP

В рамках процесса конвергенции с US GAAP основной задачей Совета в среднесрочной перспективе является сохранение достигнутых результатов в данном направлении. До 2011 года, когда процессы сближения шли максимально активно, международные стандарты сблизились с нормами US GAAP в ключевых областях отчетности, в том числе в стандартах по объединениям бизнесов, сегментной отчетности, консолидации, признания выручки, учета аренды. Разные требования юрисдикций, в которых работают Совет по МСФО и американский совет по стандартам финансового учета (FASB), а также разнонаправленные интересы лиц, заинтересованных в отчетности и требованиях к ее составлению с той и с другой стороны, могут привести к отдалению соответствующих стандартов в будущем. Поэтому основной задачей Совета по МСФО обозначено сохранение того, чего достигли его предшественники в области конвергенции.

Растущая значимость вопросов устойчивого развития, стремление к повышению качества отчетности с соблюдением интересов всех субъектов, мировая пандемия, появление новых финансовых инструментов и криптовалют, конвергенция и глобализация бизнеса легли в основу приоритетных направлений работы Совета по МСФО. Остается только наблюдать, как поставленные перед Советом задачи будут реализованы в 2022 году, о чем мы расскажем в следующих публикациях.

 

Информация об Аудиторской практике Crowe CRS

Контакты

Оксана Филатова
Оксана Филатова
Директор, Аудит
Москва